2.25.2011

Искусство счастья: руководство для жизни

Далай-лама и Говард С. Катлер — 1998 год


Приходилось ли вам когда-нибудь слышать о встрече
западного психиатра с буддистским монахом? Похоже на начало анекдота.
Но в описываемом случае такая встреча послужила причиной написания
целой книги.

«Искусство счастья» — книга,
написанная в результате

сотрудничества Говарда С.Катлера, известного психиатра, с его
святейшеством Далай-ламой.

Представленная книга является сборником

рассуждений Далай — ламы с научными комментариями Говарда Катлера его
слов.

Некоторые возражают против соавторства Далай-ламы, поскольку он ничего не написал. Но вряд ли это стоит принимать во внимание, если учесть, что книга представляет собой полезное руководство по достижению счастья, в котором затрагиваются вопросы,
которые волнуют каждого из нас.

Книга представляет собой замечательный сплав двух
кардинально противоположных подходов крешению внутренних проблем
человека:
психологических подходов западной науки и буддистского

направления познания внутреннего мира.
Книга поможет вам справиться с
внутренним ощущением дискомфорта, определиться с постановкой жизненных целей, а также, поможет достичь гармонии в отношениях с окружающими и самим собой.
Одним из центральных вопросов книги является путь
достижения состояния счастья.

Книга является бестселлером во многих странах мира и помогла многим людям стать хотя бы немного более счастливыми.

Говард С. Катлер говорил:
«Когда мне только пришла в голову
идея написать эту книгу, я представлял ее в виде одной из книг типа »помоги себе сам", где Далай-Лама объяснял бы простые и понятные
решения всех жизненных проблем.
Мне казалось, что мой опыт как
психиатра поможет преобразовать его взгляды в набор понятных инструкций для достижения счастья.
Наши беседы в конце концов
заставили меня отказаться от этой идеи, так как я понял, что его мировоззрение отличается необычайной глубиной и сложностью, отражая
все нюансы и оттенки жизни".

Среди проблем, затронутых в книге, следует выделить:

— проблема внутренней самооценки своей деятельности;

— конфликты с другими;

— негативные разрушающие эмоции, такие как гнев и раздражение;

— состояние скуки: причины и способы борьбы;

— чрезмерные нагрузки;

— роль проблем и трудностей для нашего духовного развития;

— как понять и осознать смысл жизни.

Данная книга способна помочь вам полностью изменить вашу жизнь в лучшую сторону.

Источники и природа счастья.

Когда Катлер начинал работу над книгой, он был успешным
практикующим психиатром, имеющим собственные убеждения и жизненное
кредо, воспитанное на основах западной науки.
Так, счастье для него
было загадкой, и он даже не пытался достичь состояния счастья; максимум, на что он рассчитывал, делать все возможное для того, чтобы избежать
несчастий.
И лишь после длительных и многочисленных разговоров
Далай-ламе удалось убедить ученого, что счастье является самой целью
существования человека, а не излишеством или роскошью, доступной только
избранным.
Далай-лама утверждал, что существует известный и точный
путь, способный каждого привести к счастью.
"Принадлежите вы к
какой-то религии или нет, принадлежите вы к той религии или к этой, - главной целью нашей жизни является счастье, главной мотивацией нашей жизни является стремление к счастью".

Прежде всего, следует точно выявить то, что причиняет нам страдания, и то, что приводит к счастью.
После этого следует
постепенно устранить из своей жизни то, что приносит страдания, и так же постепенно растить то, что доставляет удовольствие и приводит к счастью.


Согласно словам Далай-ламы,
сам процесс
достижения счастья – научен и требует от человека строгой дисциплины.

Позднее Катлер написал: «Я осознал, что с самой нашей первой беседы мы начали говорить научным, точным языком. Я как будто спрашивал его об анатомии человека, только в нашем случае речь шла об анатомии человеческого сознания и духа».


Вот некоторые основные положения книги:

Счастье само по себе имеет много уровней.
Буддизм выделяет
четыре фактора,
способных дать почувствовать человеку себя счастливым:

мирская удовлетворённость,
духовность,
богатство
и просветленность.

Эти факторы создают «тотальность достижения индивидом счастья». Физическое здоровье и друзья также играют большую роль, но дверь к достижению состояния счастья находится в нашем сознании.

Именно наше сознание не только накапливает
жизненный опыт, но также позволяет фильтровать все, что с вами
происходит, со своей позиции.

Если вы не умеете контролировать ваше
сознание, вы не способны контролировать внешние события, а, следовательно, вы остаетесь зависимым от внешних обстоятельств.

Источник счастья находится не извне, а, прежде всего, в умении контролировать свой разум. Спокойное состояние духа или, наоборот, полное погружение в работу одинаково могут привести к счастью.

Основным способом достижения состояния счастья является
умение сопереживать и сострадать другим людям, ощущение единства с
другим человеком.

Это то, что навсегда останется с вами, как бы не
сложилась ваша жизнь. Далай — лама отмечал, что когда его страна для него была потеряна, он, в каком-то смысле, получил весь мир, поскольку умел быстро налаживать отношения с другими людьми, находить с ними
что-то общее.
Поэтому он советует, всегда искать общее с другими, и
тогда вы не будете чувствовать себя одинокими.

Какими бы сильными не казались вам негативные эмоции или состояния сознания, они не имеют никаких оснований в реальности.
Это
всего лишь препятствия, мешающие трезво оценивать существующие условия и
принимать их такими, какими они являются на самом деле.

Для того
чтобы полностью понять это достаточно хотя бы однажды испытать чувство разочарования или стыда из-за того, что вы вышли из себя.

А вот когда
мы стараемся испытывать только положительные эмоции, мы становимся ближе ко всей Вселенной и к тому состоянию, в котором должны
пребывать всегда.

Далай-лама сравнивает эмоции с привычками:
если их
регулярно практиковать – они увеличиваются.
По этой причине,
необходимо постоянно культивировать свои положительные качества: ведь, как и любая привычка, начинаются они с малого, а результатов достичь можно огромных.

Ваш положительный настрой позитивен не только для вас, но для всех, кто с вами общается. Такое состояние просто изменяет ваш внутренний мир и все, что вас окружает.

Даже если это сложно и
потребует много усилий – постарайтесь сократить периоды ваших негативных состояний, и продлите периоды положительных.

Разница между «правильными» и «неправильными» поступками определяется не моралью или религиозными догматами, а представляет собой практическое различие, имеющее прямое отношение к понятиям «счастья» и «несчастья».

Тренируя ваше сознание, вы сможете воспитать в
себе «хорошую личность», у которой меньше шансов на совершение неправильных поступков.

Не стоит, однако, путать понятия «счастье» и «удовольствие».

Удовольствия всегда чувственны и вызывают эмоции,

схожие со счастьем, но смысла в удовольствиях нет.

Счастье же,
наоборот, всегда основывается на смысле и может ощущаться даже при
негативных внешних обстоятельствах.
Счастье является стабильным и
нерушимыми состоянием человеческого сознания.

Удовольствия в нашей
жизни могут быть, а могут и не быть, а вот достижение счастья –
главная цель человека.

Счастье имеет свойство развиваться со временем.
Если вы
примите решение уделять достижению состояния счастья хотя бы столько
же времени, сколько вы уделяете достижению других мирских целей, вы
гарантировано придете к этому состоянию.

Систематический поиск путей
счастья и его причин может быть самым важным решением в вашей жизни, не менее важным, чем начать новую карьеру или связать свою жизнь с
другим человеком.

По словам Катлера, если же вы не будете пытаться
достичь счастья, вам останется лишь отбиваться от атак несчастий и различных неприятностей, а краткие минуты счастья воспринимать как подарки судьбы.
Человек, изучающий философию счастья, сумеет испытать
и взлеты и падения, но сможет быстрее вернуться к положительным эмоциям, а, следовательно, в положительное состояние сознания;
сумеет
поднять свой общий «нормальный» уровень на новую высоту.

Иногда вам следует полностью отказываться от своих
негативных эмоций, среди которых особой разрушительной силой обладают
гнев и ненависть, и подменять их состраданием и терпимостью.

Идея,
высказанная Далай-ламой, о результативности подмены негативных эмоций
положительными, позднее нашла подтверждение в постулатах когнитивной
терапии (например, книга «Почувствуй себя хорошо»).
Согласно
положениям данной терапии, не следует употреблять слова и предложения,
несущие негативный смысл, а следует изменять их таким образом, чтобы в них было что-то положительное.
Например, фразу «Моя жизнь
бессмысленна» следует заменить более точной, и вместе с тем более положительной «Эта часть моей жизни нехороша, но в ней есть и много
хорошего».

Сострадание и связь.

По словам Далай-ламы, любой человек сам по себе великодушен.
Согласно науке и философии человек эгоистичен, и
преследует по большей части лишь свои интересы, но последние исследования доказали, что когда у человека есть возможность, он старается вести себя альтруистическим образом (примером этого может
служить отзывчивость людей при сборе помощи людям, пострадавшим от
природных либо других бедствий).

Существует мнение, что ребёнок с
самого рождения — живой пример гуманизма, поскольку живет лишь удовлетворением своих физических потребностей;
но существует и мнение,
что ребенок дарит радость людям, окружающим его.
Другими словами, мы
должны четко понять и принять, что наш мир, несмотря на его внешнее равнодушие и безразличие, на самом деле, полон сострадания и сочувствия.
Свидетельств этому бесчисленное множество.

Сострадания
является полезным.

Само по себе чувство сострадания не предполагает
излишней сентиментальности, а является способом взаимодействия людей друг с другом.

Как и Дейл Карнеги, Далай-лама утверждал, что, только
сумев взглянуть на мир глазами
другого человека, сумев принять его
позицию, вы сможете полностью понять и почувствовать его.

Сострадание
не является «сожалением по поводу кого-то», а, прежде всего,
ощущением единства между людьми:
то, что сегодня испытывает кто-то
другой, вас может коснуться через некоторое время.

Далай-лама
утверждает, что именно сострадание позволяет ему не ощущать чувства
одиночества.

Ведь готовность и умение общаться с другим, поставить
себя на его место, принять его жизненную позицию – лучшее лекарство отодиночества.

Многие люди, которые имеют семьи и множество друзей,
тратят огромные усилия на поиски «особого человека», способного, по их мнению, понять их.

Далай-лама советует таким людям: «Откройте свои

глаза на достоинства людей, и вы навсегда сможете забыть об
одиночестве».

Различия в любви основываются на ваших привязанностях, а
вот сама любовь – на умении сострадать.

Каждый человек на планете
хочет стать счастливым и стремится избежать страданий вместо того, чтобы просто суметь полюбить человека, отвечая на его чувство.

Попытайтесь увидеть общее во всех нас, попробуйте сделать что-нибудь
для других, и вы сможете увеличить их счастье.

Если вы не сумеете
развить в себе способности к сопереживанию, умение почувствовать и
ощутить страдания другого человека, вы навсегда отторгнете от себя
людскую расу в целом, вы не сможете прикоснуться к тому источнику
вдохновения и тепла, которым является внутренний мир другого человека;
вы будете изолированы ото всех.

Безжалостные люди не способны
полностью расслабиться, а сострадающие способны испытывать умиротворенность, спокойствие и свободу ума.

Последнее слово.

Прочтение книги «Искусство счастья» принесёт результаты в
случае, если вы начали задаваться вопросом:
«А что бы сделал
Далай-лама в подобной ситуации?»

Общение с этим человеком приносит
ощущение чего-то светлого в вашу жизнь, несмотря на все негативные моменты нашей жизни.
Этот человек, потерявший свою родину,
удивительно часто отвечает на вопросы Катлера: «Я не знаю», особенно, когда психиатр спрашивает его мнения о конкретных личностях. По его мнению, люди необыкновенно противоречивы и сложны, но западный образ
мышления, заключающийся в непрерывном поиске причины того либо другого
события или явления, способен вызвать агонию, особенно, если ответ
найден не будет.

Нам не обязательно нужно понимать, почему жизнь
поступила с нами таким образом.
Может быть, его жизненная философия
сформировалась под влиянием веры в карму и последующую реинкарнацию,

но, как бы то ни было, она достаточно интересна и в отрыве от канонов

буддистской религии. Возможно, по причине того, что мы просто не
можем осознать все в нашем собственном существовании, важнее, чем
искать первопричины, можно попробовать стать более праведными и
доброжелательными по отношению к другим и попытаться сделать наш мир
хоть немного лучше. Но и с этим простым руководством мы не знаем, что
делать...

Комментариев нет:

Отправить комментарий